Рекомендации для специалистов

«Рекомендации специалистам по работе с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
«Логопедический массаж как форма коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
 Основные приемы логопедического массажа
1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее.
Это обязательный прием, с которого начинается каждый сеанс логомассажа. Его чередуют с другими приемами и им заканчивают каждый массажный комплекс.
^ Значение приема: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.
В логопедическом массаже применяется в основном поверхностное или глубокое обхватывающее поглаживание; граблеобразное рассматривается как вспомогательный прием (при массаже волосистой части головы).
Поверхностное поглаживание.
Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.
^ Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение. Не должно быть реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично.
Глубокое обхватывающее поглаживание.
Это более интенсивный прием, применяемый для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на ЦНС.
^ Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.
2. Растирание.
Этот прием проводится, как правило, на малых, ограниченных участка, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.
^ Техника выполнения:может выполняется подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, всей ладонной поверхностью, а так же тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.
3. Разминание.
Этот прием выполняется так же, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе. 
^ Техника выполнения: выполняется подушечкой большого пальца или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, спиралевидно. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.
4. Вибрация и «поколачивание».
Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Применяется на лице, особенно в местах выхода нервов, а так же там, где мало жировой клетчатки (лоб, скулы, нижняя челюсть, круговая мышца рта). 
^ Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами. При этом тканям придают колебательные движения различной частоты и амплитуды. «Поколачивание» или пунктирование, производится кончиками указательного и среднего пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Осуществляется одной рукой, двумя руками одновременно или попеременно.
5. Плотное нажатие.
Как правило, этот прием, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются комплексно.
Игровые формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
  • Возьмите яркий поднос, насыпьте любую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе, получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.  
  • Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.  
  • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, а вы читаете стихотворение:
    "У сосны, у пихты, елки -
    Очень колкие иголки.
    Но еще сильней, чем ельник,
    Вас уколет можжевельник". 
  • Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя руками одновременно, говоря: 
    "В зоопарке мы бродили,
    К каждой клетке подходили.
    И смотрели всех подряд:
    Медвежат, волчат, бобрят".  
  • Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок руками изображает, как месят тесто. 
    "Месим, месим тесто,
    Есть в печи место.
    Будут-будут из печи  

Булочки и калачи". 
  • Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок перекладывает горошины (по одной штучке) в другую кружку. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками.   
  • Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод) в ладошке. Потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть в ладошку. 
  • Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
    "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
    Мы любим забавы холодной зимы".
    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
  • Ребенок собирает спички (или счетные палочки) указательным и средним пальцами.  
  • Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 
  • Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
    "Прищеплю прищепки ловко
    Я на мамину веревку". 
  • Ребенок «комкает», начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь поместился в кулачке. 
  • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
    "Я катаю мой орех,
    Чтобы стал круглее всех". 

«Разноцветные прищепки».

Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажёр. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием даёт отличную тренировку пальчикам руки. Нужно научить ребёнка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскостному предмету, например к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать ёжика, кактус, солнышко. 
описание: img024описание: img025

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги. Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой. 

Разработана схема проведения этого весьма эффективного вида работы, продолжительность занятия от 3-5 минут до 7-10 минут:

  • 1 - 3 дни – большой палец 
  • 4 - 6 дни – большой и указательный пальцы 
  • 7 - 9 дни – большой, указательный, средний пальцы. 

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме. Такое постепенное увеличение и уменьшение нагрузки помогает адаптироваться детям с низким порогом включения охранительного торможения и слабой контролирующей функцией коры головного мозга.
«Сухой аквариум»

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями. Это могут быть мелкие камешки, стеклянные шарики, горох, фасоль, крупа, песок, соль. Его легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. 

Основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)», «Найди фигурку и назови», «Нарисуй как я» и т. д.

«Волчок»

Волчок  игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев рук. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти. Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно сделать волчок вместе с ребёнком из круга и зубочистки.
«Шнуровка»

В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки. Всё это создаёт оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и развитию усидчивости.

«Веревочки»

Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивать веревку через ладошки или пальцы рук.

«Пуговичный массаж»

Заполните просторную коробку (например, из-под обуви) пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

  • опустите руки в коробку;
  • поводите ладонями по поверхности пуговиц 
  • захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите руки 
  • погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем 
  • попробуйте перетирать пуговицы между ладонями 
  • наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку 
  • сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц…отпустите 
  • берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений.

Благодаря такому массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторной функции, необходимой для успешного взаимодействия с окружающим миром. 
«Игры со спичками или счетными палочками»

Пусть Вас не пугает название. Конечно, мы все помним, что «спички - не игрушка», однако в умелых и ловких руках они становятся прекрасным тренажером для тонких движений пальцев рук, развития зрения, концентрации внимания. Для этой игры понадобится ковер (одеяло), если Вы собираетесь играть на полу или стол (если играть за столом). 
описание: img026описание: img027описание: img028
«Игры с песком»
  1. «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.);
  2. выполнять те же движения, поставив ладонь ребром;
  3. «пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, потом двумя руками одновременно (сначала только указательными пальцами, потом – средними, затем – безымянными, большими, и мизинчиками);
  4. «поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх – вниз;
  5. сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять оставлять на песке загадочные следы.
 
 
ИНКЛЮЗИЯ В ОО
В настоящее время  тема инклюзии в России  является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы  выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в  числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.
Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ.  По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.
Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,
«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила  член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.
 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий