К
1 месяцу
Ребенок
радостно реагирует на появление мамы. Быстро двигает ручками и ножками,
улыбается. Это состояние называют «комплексом оживления». Зрительное и слуховое сосредоточение, первая осознанная
улыбка появляется к концу первого месяца, если вы подолгу общаетесь с малышом,
поете ему песенки, откликаетесь на проявления недовольства. Если же ухаживая за
ребенком вы молчите, ждите этих счастливых мгновений к концу второго месяца.
К
2 месяцам.
Быстро
отвечает улыбкой на обращенный разговор. Длительно следит за движущейся
игрушкой или взрослым. Прислушивается к голосу взрослого, отдельным звукам
(реагирует на погремушку). Лежа на животе поднимает и непродолжительно
удерживает голову. Произносит отдельные звуки (гуканье).
К
3 месяцам
В
ответ на эмоциональное общение оживленно двигает руками и ногами, улыбается,
издает звуки. Сосредотачивает взгляд на лице говорящего с ним взрослого, на
игрушке. Наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10-15
см. лежит на животе, высоко подняв
голову. При поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами (ноги
могут быть слегка согнуты). Длительно удерживает голову в вертикальном
положении. Начинает «гулить» - подолгу певуче произносить звуки типа «га»,
«гу», «агу».
К
4 месяцам.
Громко
смеется в ответ на общение с ним. Поворачивает голову в сторону источника звука
и находит его глазами. Узнает мать или другого близкого человека.
Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки.
К
5 месяцам.
Узнает
голос матери или другого близкого человека. Различает строгую или ласковую
интонацию обращенной к нему речи. По-разному реагирует на лицо знакомого и не
знакомого человека. Четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее. Долго
лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.
Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под
мышки. В хорошем настроении гулит «для себя любимого». Ест с ложки.
К
6 месяцам.
Начинает
реагировать на свое имя. Свободно берет игрушку из разных положений (лежа на
спине, на животе, из рук взрослого) и подолгу занимается ею. Переворачивается с
живота на спину. Немного передвигается, начинает ползать. Начинает лепетать
(произносит отдельные слоги). Мимика становится разнообразной: малыш выражает
удивление, интерес, испуг. Хорошо ест с ложки.
К
7 месяцам.
Разнообразно
и долго занимается игрушкой (стучит, размахивает, перекладывает, бросает).
Хорошо ползает. На вопрос «где?» находит взглядом предмет. Подолгу лепечет,
произносит одни и те же слоги. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
К
8 месяцам.
Игрушками
занимается долго и разнообразно действует (вынимает, катает, подражая действиям
взрослого). Встает, держась за барьер, стоит и опускается. Сам садится, сидит и
ложится. Переступает, держась за опору. На вопрос «где?» находит несколько
предметов, расположенных в определенных местах. Выполняет разученные действия:
«ладушки», «дай ручку», «до свидания» и др. Подражает речи взрослого слогами,
имеющимися в лепете. Сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую
держит взрослый.
К
9 месяцам. Повторяет за взрослым простые слоги –
«ба», «да», «па», «ма». Передвигается, слегка придерживаясь руками за предмет.
С предметами производит различные манипуляции.
На вопрос «где?» находит знакомые предметы. Знает свое имя. Пьет из
чашки, слегка придерживая ее руками. Спокойно относится к высаживанию на
горшок.
К
10 месяцам.
Длительно
занимается игрушками. Самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия
с предметами и игрушками. Держась за опору, поднимается на невысокую
поверхность и сходит с нее. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.
Подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете.
К
11 месяцам.
Овладевает
новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову
взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца и т.д. делает
первые самостоятельные шаги. Стоит без поддержки. По просьбе взрослого приносит
определенную игрушку, отыскивает ее среди других. Произносит первые слова:
«мама», «дай», «папа», «баба», «на», и т.д.
К
12 месяцам
Самостоятельно
выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, катает и т.д.
переносит разученные действия с одного предмета на другой. Ходит
самостоятельно, без опоры. Понимает названия предметов, игрушек, имена
некоторых взрослых, детей, названия действий и движений. Понимает слово
«можно», «нельзя». Выполняет поручения: принеси, найди и.т.д. легко подражает
новым слогам. Произносит 5-10 облегченных лепетных слов. Начинает складывать
пирамидку, матрешку. Самостоятельно пьет из чашки.
К
1 году 3 месяцам – 1 году 4 месяцам
Запас
понимаемых слов быстро растет. Сопровождает свои действия лепетом,
эмоциональными возгласами, жестами. Воспроизводит в игре действия ранее
разученные. Самостоятельно ходит, меняет положение (приседает, наклоняется,
поворачивается, пятится). Самостоятельно ест густую пищу.
К
1 году 6 месяцам.
Понимает
смысл простых предложений (обращенную речь). Понимает изображения предметов и
действий. Находит два однородный предмета, внешне различных (два разных мячика,
2 куклы и т.п.) Различает: две контрастные формы (шар, куб); две контрастные
величины (например, большая и маленькая матрешка). В игре отображает часто
наблюдаемые действия (причесывает куклу, моет ее). Перешагивает через невысокое препятствие
приставным шагом. Самостоятельно ест любую пищу (густую и жидкую).
К
1 году 8 месяцам – 1 году 9 месяцам
понимает
несложный сюжет по картинке, отвечает на вопросы «Кто это?», «Что это?». Легко
повторяет слова и фразы. Во время игры обозначает свои действия словами,
употребляя при этом предложения из 2-3 слов. Частично раздевается (снимает
ботинки, штанишки, шапку).
К
2 годам.
Словарный
запас в этом возрасте увеличивается до 50-100. Речь становится средством
общения со взрослыми, ребенок использует предложения из 3-4 слов. Подбирает по
образцу предметы: по форме (шар, кирпичик, куб), по цвету (красный, синий,
зеленый, желтый), по величине (большой, маленький, очень маленький). Контролирует свои физиологические
отправления. Ест довольно аккуратно. Частично одевается.
К
2,5 годам.
Ребенок
строит сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносит
практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задает вопросы «где?»,
«куда?». Ребёнок знает своё имя, различает родных, изображает подражательно
голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой,
высокий, красивый, горячий и т.д. Подбирает к образцу разнообразные предметы 4
основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Игра носит сюжетный
характер. Полностью одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать
шнурки.
К
3 годам
Начинает
употреблять сложные предложения, объединенные по смыслу, также употреблять правильно все местоимения,
активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и
т.д.). Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если
на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже
отклонение в развитии.
Появляются
элементы ролевой игры. Называет 4 основных цвета. Одевается самостоятельно,
начинает застегивать пуговицы. Пользуется салфеткой по мере надобности.
Уровень развития детей определяется
близко к дате их рождения: на втором году жизни +/- 15 дней, на 3 году жизни
+/- 30 дней
Если вы отмечаете, что у вашего ребенка наблюдается
отставание в овладении теми или иными навыками, обратитесь за помощью к
специалистам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий